вторник, 24 июня 2008 г.

Это определение «с точки зрения единичного наблюдателя» имеет главным образом целью отличить воспри

Это определение с точки зрения единичного наблюдателя имеет главным образом целью отличить восприятие от отрицательного суждения. Его значение выяснится впоследствии, при рассмотрении учения об отрицательных суждениях. Кроме того, Дхармоттара неоднократно упоминает о функции (vyapara, NBT. 3- 1314; 6. 2122; 11. 12) восприятия, которая состоит в том, что она делает объект существующим перед нами воочию fsaksatkari), т. е. дает наглядные представления, или, вернее, дает познающему субъекту знать о факте существования перед ним объекта в действительности, в области деятельности его чувств. На то же обращает внимание и комментатор его, в следующих словах, где он функцию называет уже сущностью (svarupa) восприятия: хотя мы и имеем право говорить, что то, что отличается от мышления и не представляет собой иллюзии, есть восприятие, однако этим не будет указано на его сущность, ибо сущность восприятия иная и состоит в том, что она делает объект непосредственно присутствующим перед нашими чувствами (saksatkari, NBTT. 17. 7). Далее, Дхармоттара еще дополняет это определение, говоря: то познание есть познание наглядное (pratyaksam jnanam), в котором за непосредственной функцией чувственного восприятия, каковая состоит лишь в том, что оно дает нам знать о факте существования перед нами объекта, следует еще деятельность мышления (NBT. 3- 1314 и 11. 12 13). Эта последняя деятельность мышления и создает представления. Таким образом, восприятие имеет свою прямую функцию оно дает нам знать о факте существования объекта перед нами, в области действия наших чувств, и вслед за этим уже мышление создает представление. Получается наглядное представление, которое так же называется восприятием, или, точнее, воспринятым познанием, познанием, полученным через восприятие чувств. Мы, таким образом, должны различать восприятие как источник познания (pratyaksam pramanam), функцию восприятия (pratyaksavyapara) и воспринятое познание (pratyaksam jnanam). Подобно тому, как на нашем психологическом языке под словом 'восприятие' разумеется не только акт, но и тот продукт, который получается от восприятия, и в санскритском языке слово pratyaksa имеет оба эти значения. Косметика и Диета

Комментариев нет: