вторник, 24 июня 2008 г.

Основной принцип буддистов состоит в том, что ни один, даже самый логический ум (sugiksito'pi) не м

Основной принцип буддистов состоит в том, что ни один, даже самый логический ум (sugiksito'pi) не может проникать в сущность вещей (NV. 44- 18) и определить их, можно лишь определять их отношения. Согласно этому принципу, и тут определение восприятия сделано исключительно путем определения его отношения к другому источнику знания мышлению. Реалист Уддьотакара с яростью нападает как на самый принцип неопределимости объектов в своем существе, так и на определение восприятия, сделанное впервые Дигнагой и повторенное Дхармакирти. С какой стороны на него ни смотреть, говорит он, оно не выдерживает критики (NV. 45. 10). Это не определение, а бессмысленное произнесение каких-то звуков (NV. 44. 13). Оно так же мало выражает, как звуки, произносимые глухонемым или спящим (NV. 45. 9). Сущность объектов неопределима, а между тем восприятие все-таки определяется: Кто иной, кроме буддистов, может сказать нечто подобное! (NV. 44. 12). Если объекты в своей единичности неопределимы, то это определение не есть определение восприятия только, а вообще чего угодно, всего, что содержится во всех трех мирах (NV. 45- 4). В другом месте (NBT. 23- 614) Дхармоттара дает определение чувственного восприятия, которое он называет определением с тонки зрения единичного наблюдателя, или познающего лица (ekapratipattrapeksam, NBT. 23- 78). Тут обращается внимание на то, что для правильного восприятия необходим целый ряд условий, которые разделяются на, так сказать, объективные и субъективные: объективное условие есть присутствие объекта в области, доступной действию чувств, под субъективными же условиями разумеются, во-первых, органы чувств и, во-вторых, отсутствие всяких препятствий для их деятельности. В числе условий имеет значение и воля {pravftti, NBT. 23- 10) наблюдателя, т. е. его желание воспринимать. При этом, говорит Дхармоттара, возможны четыре случая: 1) орган зрения наблюдателя действует, и предмет находится налицо; происходит восприятие предмета; 2) орган наблюдателя действует, но объекта налицо нет; тогда и восприятия нет, а, как увидим ниже, является на этой почве возможность суждения отрицательного; 3) орган наблюдателя не действует, хотя предмет и находится в доступной ему сфере; в этом случае нет ни восприятия, ни возможности для суждения отрицательного; 4) предмет лежит в области, недоступной действию органов чувств; в этом случае так же нет ни восприятия, ни возможности отрицательного суждения касательно данного предмета. изготовление макетов

Комментариев нет: